Износ и отложения.Решение проблем

26 Ноября 2019

Для магистрального грузовика особенно важна безотказность работы двигателя на протяжении многих тысяч километров. И одно из обязательных условий для этого — чистота двигателя. Однако в реальной эксплуатации — при свойственных тягачам больших нагрузках и пробегах — приходится сталкиваться с образованием отложений и усиленным износом мотора. Сегодня рассказываем, от чего это происходит и как с этим бороться.


Даже в оптимальных режимах работы дизельного двигателя при сгорании топлива неизбежно образуются твердые частицы — сажа. Но мотору тягача часто приходится работать с высокими нагрузками. В таких условиях при увеличении подачи топлива сажеобразование повышается многократно. Далеко не все частички сажи покидают двигатель с выхлопными газами. Часть их прорывается вместе с газами в картер, попадает в моторное масло и циркулирует по двигателю, контактируя с деталями и вызывая их износ. Кроме того, из-за накопления сажи в объеме моторного масла растет его вязкость, что негативно сказывается на расходе топлива и даже может привести к масляному голоданию отдельных узлов мотора.

Как образуются отложения


Циркулирующее в двигателе моторное масло нагревается и постоянно контактирует с воздухом и продуктами сгорания топлива, что приводит к его окислению. При соприкосновении с горячими деталями — в первую очередь, поршнями и клапанами — процесс окисления масла значительно ускоряется. Результатом может стать образование на поверхностях двигателя твердых углеродистых отложений — нагара, лака и шлама.

Когда кое-где нагорает


Нагар образуется на сильно разогретых поверхностях — в камере сгорания, на клапанах, стенках цилиндра, днище поршня, на поршневых кольцах — и оказывает негативное влияние на работу двигателя. Из-за него поршневые кольца теряют подвижность в канавках и не обеспечивают должную компрессию в цилиндрах. В итоге мощность падает, а прорыв газов в картер и расход масла возрастают. Кроме того, нагар на поршнях полирует внутренние стенки цилиндров, уничтожая микронеровности, удерживающие масляную пленку, что ускоряет износ деталей.

Лакировка действительности


Лаком, применительно к отложениям в двигателе, называют тонкий слой твердого или клейкого углеродистого вещества, образующегося на несильно нагретых поверхностях — таких как юбка и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и в нижней части поверхности цилиндров. Лак появляется из-за полимеризации тонкого слоя масла в присутствии кислорода и значительно ухудшает отвод тепла от покрытых им деталей и поверхностей, а также снижает устойчивость масляной пленки в цилиндрах.

Полный шлам


В результате окислительных реакций в масле образуются смолистые вещества. Эти смолы, а также сажа от несгоревшего топлива, водяной пар, кислоты и другие продукты конденсируются, слипаются в крупные частицы и в итоге образуют так называемый черный шлам, который представляет собой взвесь в масле из нерастворимых твердых частиц и смолистых веществ. Он увеличивает вязкость моторного масла, повышает риск закупорки масляных каналов и нарушения подачи масла к ответственным узлам двигателя.

Решение проблем


Rimula R6 LME в нашем магазине
Источник: vk.com/shell


Другие новости